Армянские национальные танцы

Армянские национальные танцы

Армянские национальные танцы

Армянский национальный танец зародился ещё в дохристианские времена и был популярен на территории Армянского нагорья. Как и любой другой национальный танец, армянский отражал культуру, быт и традиции армянского народа.

Об армянских танцевальных традициях впервые упомянул Плутарх. Он свидетельствовал, что в 1 веке до нашей эры армяне построили амфитеатр, в котором устраивали сценические представления и исполняли и народные танцы. В то время танцоры были разделены по полу и возрасту, и выступали раздельно. Всё зависело от праздника, обряда или предмета поклонения.

Свидетельства о танцах можно также найти в петроглифах. На древних камнях можно заметить высеченные силуэты людей, исполняющих некоторые элементы танца. Эти рисунки изображают даже ритм и динамику движения. Заметны шаги, положение ступней и повороты.

Важным для национального танца является и костюм. Армянский национальный костюм — Тараз является неотъемлемой частью танцев, он не просто дополняет всю картину, а служит второй мелодией в танце. К подбору костюма относятся очень тщательно и с большим вниманием к деталям, каждая из которых несёт свой смысл.

Со временем многие армянские танцы подверглись ищменениям, однако сохранили свои уникальные музыкальные и выразительные элементы, которые отличаются от танцев других народов, и характерны только для армянской культуры.

Ритуальные танцы

К ритуальным танцам обращались во время каких-либо событий, связанных с бытом или значимыми праздниками: свадьбы, похороны и другие церемонии. Своими структурными элементами эти танцы демонстрировали посыл танца и смысл проводимого ритуала. Есть ритуальные танцы, которые исполнялись только один раз в году, во время ежегодного праздника.

С помощью танцевальных движений люди пытались изобразить определённые процессы и выполнить серьёзные ритуалы. Через эти танцы они просили дары от богов. А когда получали желанные дары, снова с помощью ритуальных танцев они выражали свою благодарность.

Поскольку танцы имели ритуальное значение и были посвящены богам, армяне относились к ним с большой осторожностью и внимательностью, так как любая ошибка в танцевальном движении могла рассердить богов.

Ритуальные танцы также отличались своей уникальной символикой движений. Изначально танцы были круговыми, символизируя, тем самым, знак бесконечности. Движения назад и вперёд в танце символизировали непостоянство, и интересным фактом является то, что такие танцы в основном исполняли женщины. Мужчины редко участвовали в подобных ритуальных танцах.

Существует также специальный вид танцев с хлопками. Хлопая, народ выражал не только радость и ликование, но и боролся против зла, пугая тем самым злых духов и отгоняя негативную энергетику.

Траурные танцы

Народ Армении вкладывал смысл в каждое движение и его направление. Во время танца движение вправо означало движение в правильном направлении. А правильным считается движение к добру и процветанию. Движение влево означало невезение, неудачу.

В старину, во времена засухи, когда земля не приносила никакого урожая, люди оплакивали эту потерю, исполняя танец, направленный влево – танец засухи, который также назывался «обратный танец».

В древние времена траурные танцы исполнялись и во время похорон.

Через один или два месяца после смерти родственника, чтобы вывести семью из траура, друзья и родные погибшего собирались, навещали скорбящих родственников, заставляли их есть, пить и танцевать. Эта церемония символизировала завершение траура. Явление так и называлось – «вывести из траура».

С древних времён военные танцы исполнялись не только мужчинами, но и женщинами. Так было у многих народов. Пока мужчины сражались, женщины танцевали военные танцы и верили, что этим они “обеспечат” победу своих мужей.

В военных танцах движения назад и вперёд символизируют отступление и атаку, ожидание и победу солдат.

Военные танцы исполнялись также во время похорон, особенно если покойный при жизни был связан с военным делом.

Ярхушта

Ярхушта – это самый примечательный национальный военный танец, дошедший до нас. “Яр” переводится с персидского языка не только, как любимый, но и как помощник, друг. А в этом случае – соратник, единомышленник. А слово “хушта” происходит от “хшт”, которое означает короткое копьё или оружие. Таким образом, название танца Ярхушта означает товарищ по оружию. Этот танец относится к танцам с хлопками. Энергично ударяя ладонями, танцоры будто обмениваются оружием.

Этот танец в основном был распространён в Сасуне. Легенда о танце Ярхушта гласит, что противник, услышав звуки зурны и дхола и увидев гордый военный танец армян, отступил и покинул поле боя, даже не сразившись. По некоторым свидетельствам, войска генерала Андраника и Геворга Чауша встречались перед боем и, чтобы понять, чьи войска сильнее, танцевали ярхушту. Танцевали до тех пор, пока ладони одного из войск не повреждались от сильных ударов.

Ярхушта является одним из немногих танцев, который со временем не подвергся никаким изменениям.

Кочари

Самым распространённым танцем, дошедшим до наших дней с языческих времён, является кочари. Этот танец посвящён поклонению овну. В то время армяне считали, что если будут бесстрашными, как овен, то никто не сможет их поработить. До 19 века кочари танцевали только мужчины определённого возраста, а когда танец потерял своё ритуальное значение, его начали танцевать все. Существует много разновидностей танца кочари, так как разные регионы танцуют его по-разному. Своеобразные движения кочари изображены на петроглифах Сюника, которым не менее 12 тысяч лет.

Ритуальные движения танца кочари воплощают в себе идею жизни и укрепления божественных и человеческих положительных взаимоотношений.

В 2017 году армянский танец кочари был включён в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.

Из памяти и повседневной жизни людей уже давно исчезли представления о том, что по сей день, они танцуют те танцы, которыми однажды околдовывали врагов или причиняли вред злым духам. Армянский национальный танец стал неотъемлемой частью повседневной жизни людей, их праздников и сценических представлений.

Ряд национальных танцев давно носит светский характер, многие из них были искоренены и забыты, но феномен национального танца продолжает оставаться уникальным и отличительным культурным элементом любой нации.

Закрепите на Pinterest